Экология является приоритетной задачей, от успешного решения которой зависит качество жизни человека. Использование газа в качестве альтернативного топлива благоприятно влияет на экологию: выбросы в атмосферу угарного газа в 5–10 раз меньше, чем у бензинового двигателя, окислов азота – в 1,5–2 раза меньше и углеводородов – в 2–3 раза меньше.
В мире насчитывается более 17 млн. автомобилей, использующих газ в качестве моторного топлива. В первой пятерке развивающиеся страны, где таких машин 50 процентов — это Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия и Индия. Они используют газ в качестве замещения дорогого топлива — там по 2-3 млн. таких машин.
Таблица — Парки газобаллонных автомобилей
Страна |
Количество машин |
Потребление газа |
Машин на одну газовую заправку |
Иран |
3,3 |
5760 |
1684 |
Пакистан |
3,1 |
2949 |
931 |
Аргентина |
2,2 |
2773 |
1132 |
Бразилия |
1,7 |
1959 |
963 |
Индия |
1,5 |
1958 |
2072 |
Россия |
0,09 |
388 |
344 |
Численность российского автопарка по итогам 2016 года достигло 55,7 млн. автомобилей. Больше половины из них — старше 10 лет. Число автомобилей, использующих газ, достигло 1 506 194, из них 118 463 – используют компримированный газ, 1164992 – сжиженный природный газ. Таким образом, общее число автомобилей, использующих газомоторное топливо, достигло в РФ 2,7% против 2,2% в 2010 г. (1 000 000 автомобилей).
2/3 автопарка автомобилей, использующих газомоторное топливо, относится к легковым автомобилям (из них принадлежат физическим лицам 93%), 29% — к грузовым (из них физическим лицам принадлежат 68%) и 5% к автобусам (из них принадлежат физическим лицам 60%) (рис.1).
Таким образом, можно сказать, что физические лица гораздо чаще используют газомоторное топливо, что связано, в первую очередь, экономическими причинами — меньшими затратами на топливо при эксплуатации. В мире производство ГБА выросло с 850 тысяч автомобилей в 1998 году до 11 миллионов 303 тысяч в 2010 году. Многие известные автопроизводители начали разработку техники, использующую газомоторное топливо – это и Volvo, Scania, МАЗ, КАМАЗ, «Группа ГАЗ» и другие.
Поэтому, чтобы российский рынок развивался, нужна господдержка машиностроителям и покупателям техники. В настоящее время по всему миру уже действуют различные госпрограммы. Энергетическая комиссия ООН 12 декабря 2001 г. приняла резолюцию, предусматривающую к 2020 г. перевод 23% автомобильного парка стран Европы на альтернативные виды моторного топлива, в том числе 10% (23,5 млн. единиц) — на природный газ, 8% (18,8 млн.) — на биогаз и 5% (11,7 млн.) — на водород. В США на стимулирование газомоторного направления выделяется 15 млрд. долларов в год.
В России экологические проблемы крупных городов осложняются постоянно растущим числом автомобилей. Для снижения вредных выбросов, а также экономии бюджетных средств, приняты и реализуются с 2012 г. на федеральном уровне госпрограммы по обновлению парка автомобильной техники за счет экологически чистых машин, работающих на газомоторном топливе. За этот период в разные регионы страны было поставлено более 600 новых экологически чистых автобусов. Кроме того, средства, выделяемые регионам на приобретение газомоторного транспорта, направлялись и на субсидирование авансовых платежей в лизинговых сделках.
Например, только в ЦФО для обновления автопарка требуется порядка 6 тыс. автобусов с газобаллонным оборудованием и около 4 тыс. единиц техники ЖКХ. Ненамного отстают в своих потребностях и ПФО (4 тыс. автобусов и 4 тыс. техники ЖКХ), и СФО (2 тыс. и 4 тыс. соответственно).
Необходимость работы по переводу грузовой техники и пассажирских автобусов на газ отражена в постановлении Правительства РФ №767-р от 13.05.2013г., согласно которому до 2020 года должно быть закуплено около 19,5 тыс. автобусов и 23,7 тыс. единиц техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе. Темпы обновления парка должны составлять около 2,8 тыс. автобусов и 3,4 тыс. техники для ЖКХ в год. На основании этого, в 2014 году правительством утверждены правила предоставления регионам субсидий, которые позволили в 2014 году закупить около 1,5 тыс. автобусов и 1 тыс. единиц коммунальной техники, работающих на газомоторном топливе.
В 2019 г. эта работа продолжается, так, в рамках программы «Группа ГАЗ» (входит в состав диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент») поставила в Краснодар 95 экологически чистых автобусов ПАЗ-329412, работающих на компримированном природном газе .
По прогнозам министерства энергетики, рост количества автомобилей на газомоторном топливе должен достичь 2,5 млн, т.е. вырасти в 25 раз по сравнению с текущими показателями. В ходе перехода на ГМТ должны работать примерно 50% автопарка в городах-миллионниках, более 30% — в городах с численностью более 300 тыс. чел и 10% — в городах с численностью более 100 тыс. чел.
Таким образом, задача по повышению использования газа в качестве моторного топлива является трудной, но выполнимой. Главную же роль в деле перевода автобусного парка и техники ЖКХ на газ должно играть государство.
