Экология является приоритетной задачей, от успешного решения которой зависит качество жизни человека. Использование газа в качестве альтернативного топлива благоприятно влияет на экологию: выбросы в атмосферу угарного газа в 5–10 раз меньше, чем у бензинового двигателя, окислов азота – в 1,5–2 раза меньше и углеводородов – в 2–3 раза меньше.

В мире насчитывается более 17 млн. автомобилей, использующих газ в качестве моторного топлива. В первой пятерке развивающиеся страны, где таких машин 50 процентов — это Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия и Индия. Они используют газ в качестве замещения дорогого топлива — там по 2-3 млн. таких машин.

Таблица — Парки газобаллонных автомобилей

Страна

Количество машин
(миллионов штук)

Потребление газа
(миллионов кубометров в год)

Машин на одну газовую заправку

Иран

3,3

5760

1684

Пакистан

3,1

2949

931

Аргентина

2,2

2773

1132

Бразилия

1,7

1959

963

Индия

1,5

1958

2072

Россия

0,09

388

344

Численность российского автопарка по итогам 2016 года достигло 55,7 млн. автомобилей. Больше половины из них — старше 10 лет. Число автомобилей, использующих газ, достигло 1 506 194, из них 118 463 – используют компримированный газ, 1164992 – сжиженный природный газ. Таким образом, общее число автомобилей, использующих газомоторное топливо, достигло в РФ 2,7% против  2,2%  в 2010 г. (1 000 000 автомобилей).

2/3 автопарка автомобилей, использующих газомоторное топливо, относится к легковым автомобилям (из них принадлежат физическим лицам 93%), 29% — к грузовым (из них физическим лицам принадлежат 68%) и 5% к автобусам (из них принадлежат физическим лицам 60%) (рис.1).

Таким образом, можно сказать, что физические лица гораздо чаще используют газомоторное топливо, что связано, в первую очередь, экономическими причинами — меньшими затратами на топливо при эксплуатации. В мире производство ГБА выросло с 850 тысяч автомобилей в 1998 году до 11 миллионов 303 тысяч в 2010 году. Многие известные автопроизводители начали разработку техники, использующую газомоторное топливо – это и Volvo, Scania, МАЗ, КАМАЗ, «Группа ГАЗ» и другие.

Поэтому, чтобы российский рынок развивался, нужна господдержка машиностроителям и покупателям техники. В настоящее время по всему миру уже действуют различные госпрограммы. Энергетическая комиссия ООН 12 декабря 2001 г. приняла резолюцию, предусматривающую к 2020 г. перевод 23% автомобильного парка стран Европы на альтернативные виды моторного топлива, в том числе 10% (23,5 млн. единиц) — на природный газ, 8% (18,8 млн.) — на биогаз и 5% (11,7 млн.) — на водород. В США на стимулирование газомоторного направления выделяется 15 млрд. долларов в год.

В России экологические проблемы крупных городов осложняются постоянно растущим числом автомобилей. Для снижения вредных выбросов, а также экономии бюджетных средств, приняты и реализуются с 2012 г. на федеральном уровне госпрограммы по обновлению парка автомобильной техники за счет экологически чистых машин, работающих на газомоторном топливе. За этот период в разные регионы страны было поставлено более 600 новых экологически чистых автобусов. Кроме того, средства, выделяемые регионам на приобретение газомоторного транспорта, направлялись и на субсидирование авансовых платежей в лизинговых сделках.

Например, только в ЦФО для обновления автопарка требуется порядка 6 тыс. автобусов с газобаллонным оборудованием и около 4 тыс. единиц техники ЖКХ. Ненамного отстают в своих потребностях и ПФО (4 тыс. автобусов и 4 тыс. техники ЖКХ), и СФО (2 тыс. и 4 тыс. соответственно).

Необходимость работы по переводу грузовой техники и пассажирских автобусов на газ отражена в постановлении Правительства РФ №767-р от 13.05.2013г., согласно которому до 2020 года должно быть закуплено около 19,5 тыс. автобусов и 23,7 тыс. единиц техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе. Темпы обновления парка должны составлять около 2,8 тыс. автобусов и 3,4 тыс. техники для ЖКХ в год.  На основании этого, в 2014 году правительством утверждены правила предоставления регионам субсидий, которые позволили в 2014 году закупить около 1,5 тыс. автобусов и 1 тыс. единиц коммунальной техники, работающих на газомоторном топливе.

В 2019 г. эта работа продолжается, так, в рамках программы «Группа ГАЗ» (входит в состав диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент») поставила в Краснодар 95 экологически чистых автобусов ПАЗ-329412, работающих на компримированном природном газе .

По прогнозам министерства энергетики, рост количества автомобилей на газомоторном топливе должен достичь 2,5 млн, т.е. вырасти в 25 раз по сравнению с текущими показателями. В ходе перехода на ГМТ должны работать примерно 50% автопарка в городах-миллионниках, более 30% — в городах с численностью более 300 тыс. чел и 10% — в городах с численностью более 100 тыс. чел.

Таким образом, задача по повышению использования газа в качестве моторного топлива является трудной, но выполнимой. Главную же роль в деле перевода автобусного парка и техники ЖКХ на газ должно играть государство.